Версия для печати

Часто задаваемые вопросы

Обзор обращений граждан за 1-2 кварталы 2017 года



Вопрос: Существует ли возможность многодетной семье одновременно получить одну из форм государственной поддержки в соответствии  с  Законом  Удмуртской  Республики  от  5  мая 2006 года № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы?


Ответ: В соответствии  с  Законом  Удмуртской  Республики  от  5  мая 2006 года № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» многодетные семьи, при условии признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеют право воспользоваться по своему выбору одной из форм государственной поддержки: предоставления целевого жилищного займа или безвозмездной жилищной субсидии либо бесплатного предоставления земельного участка.
В случае если многодетная семья выбрала одну из форм государственной поддержки по улучшению жилищных условий в соответствии с указанным законом Удмуртской Республики и имеет статус «молодой семьи», то она вправе принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утвержденной    постановлением    Правительства   Российской   Федерации   от   17 декабря 2010 года № 1050 (далее – подпрограмма).
Согласно указанной подпрограмме молодым семьям, нуждающимся в жилом помещении по основаниям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляется социальная выплата на строительство жилого дома, осуществляемого подрядным способом, приобретение жилого помещения на первичном и вторичном рынке жилья, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам.
Размер социальной выплаты составляет для молодых семей, имеющих одного и более детей, - не менее 35 процентов расчётной (средней) стоимости приобретаемого жилья.
Одним из условий получения социальной выплаты является подтверждение у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, д��статочных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, ежегодно формируются органами местного самоуправления муниципальных образований на основании заявлений молодых семей, поданных ими до 1 августа года, предшествующего планируемому году. На 2017 год списки молодых семей – участников подпрограммы – уже сформированы.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 апреля 2007 года № 52 «О жилищных займах гражданам за счёт средств бюджета Удмуртской Республики» многодетные семьи и молодые семьи имеют право на  предоставление жилищного займа под 5% годовых на срок до 20 лет.
Заёмные средства могут быть направлены на индивидуальное жилищное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилых помещений.
Для получения жилищного займа гражданин должен состоять на учёте в качестве нуждающегося в получении жилищного займа в органе местного самоуправления по месту жительства. Орган местного самоуправления осуществляет выделение жилищных займов в порядке очередности в пределах установленного лимита средств на текущий финансовый год.
Основанием для постановки на учёт для получения жилищного займа является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не более учётной нормы, установленной в органе местного самоуправления.
По вопросу предоставления земельного участка Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики считает необходимым довести до Вашего сведения следующее. Статьей 39.5. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российск��й Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В рамках реализации вышеуказанной нормы на территории Удмуртской Республики принят и действует Закон Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (далее – Закон № 68-РЗ) который определяет условия и порядок льготного предоставления земельных участков.
В соответствии с нормами Закона № 68-РЗ, правом на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства обладают, в том числе, граждане, имеющие трёх и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях (в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, нуждающиеся в жилых помещениях, в случае, если они и (или) члены их семьи не имели и (или) в настоящее время не имеют земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов, и не воспользовались одной из мер по социальной поддержке многодетных семей, предусмотренных пунктами 2, 5, 6 части 1, пунктом 6 части 2 статьи 3 Закона от 5 мая 2006 года № 13-РЗ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в целях Закона № 68-РЗ, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по дог��вору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в том муниципальном образовании, в котором гражданин изъявил желание получить земельный участок;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Членами семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении, признаются зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства в одном жилом помещении с указанным гражданином его супруг (супруга), родители любого из супругов, бабушки и дедушки любого из супругов, дети любого из супругов, усыновители (усыновленные, удочеренные), лица, находящиеся под опекой (попечительством).
    Со вступлением в действие Закона Удмуртской Республики от 26 мая 2014 года № 27-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О бесплатном предоставлении земельных участк����в в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» при определении соответствия граждан условиям, установленным настоящей нормой, не учитываются:
земельные участки, на которых расположен жилой дом, принадлежащие гражданам и (или) членам их семьи на момент подачи заявления;
доля в праве общей собственности на земельный участок, при выделе которой образуется обособленный земельный участок площадью менее 0,06 га.
В принятии на учёт в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка может быть отказано по причине несоответствия условиям, указанным в Законе № 68-РЗ, в частности, если обеспеченность заявителя общей площадью в жилом помещении составляет величину, превышающую учётную норму, установленную органом местного самоуправления.  Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации это минимальный размер площади жилого помещения, ��сходя из которого определя��тся уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления независимо от категории граждан.
С заявлением о предоставлении земельного участка возможно обратиться в Администрацию любого муниципального образования, на территории  которого хотите получить земельный участок.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) в которых они имеют право пользования в качестве зарегистрированных в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади, состоящей из площади жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и (или) в которых они име��т право пользования в качестве зарегистрированных в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства, и площади, приходящейся на доли гражданина и (или) членов его семьи в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности.
В настоящее время нормы Закона № 68-РЗ направлены на предоставление земельных участков самым незащищенным категориям семей (не имеющим и не имевшим земельных участков, а также нуждающимся в жилых помещениях). В дальнейшем, по мере предоставления земельных участков, будет рассматриваться вопрос о расширении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление  земельных участков для жилищного строительства.
Согласно поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина учёт критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий является необходимым условием для бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям.


Вопрос: каковы особенности приобретения прав на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также на иные входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах?


Ответ: Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности приобретения прав на земел��ный участок, на котором распо��ожен многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного, в первую очередь, для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено общее правило о принадлежности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и иных входящих в состав общего имущества многоквартирного дома объектов недвижимого имущества собственникам помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством Российской Федерации пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года) и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3 статьи 16 Федер��льного закона № 189-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме.
Таким образом, право общей долевой собственности на земельный участок у собственника помещения в здании, расположенном на таком земельном участке, возникает в силу закона.
В отличие от общего порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета. При этом ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) – не требуется.
По поводу государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме поясняем следующее.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости уполномоченными органами.
Согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21 апреля 2006 года № 04/3201-ЕЗ), Минфина России (письмо от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65), если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (пункт 2 статьи 8, пункт 2 ста��ь�� 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение (части 1, 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вопрос: каким образом происходит начисление арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей размещения индивидуальных и кооперативных гаражей?

Ответ:
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 2007 года          № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 ноября 2007 г. № 172 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение), действующее на территории Удмуртской Республики и регламентирующее общий порядок расчета арендной платы за земельные участки, ��ахо��ящие��я в государственной или муниципальной собственности, а также устанавливающее ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования (направления деятельности арендатора или фактического использования объектов недвижимого имущества или земельного участка арендатором) и месторасположения земельных участков.
Согласно пункту 3 Положения (в действующей редакции) расчет годовой арендной платы за земельные участки, за исключением земельных участков, указанных в пунктах 6, 6.1, 6.2, 6.3 Положения, производится по формуле:
Аг = Са x КС x К.
В этой формуле Аг - величина годовой арендной платы за земельный участок (руб.); Са - базовая ставка арендной платы за земельный участок, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно приложению 1 к Положению, определяемая в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и направления деятельности арендатора или фактического использования объектов недвижимого имущества или земельного участка арендатором.
КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.).
К - коэффициент, равный 2,0 - при расчете годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства объектов недвижимого имущества, и коэффициент К, равный 1,0 в иных случаях.
Кадастровая стоимость земельных участков находится в общедоступном пользовании, в том числе посредством системы «Интернет», на сайте «Публичная кадастровая карта» (https://pkk5.rosreestr.ru).
Согласно приложению 1 к Положению размеры базовых ставок арендной платы за земельные участки, предназначенные под размещение кооперативных и индивидуальных гаражей, не различаются и определяется в зависимости от расположения земельного участка:

Вид разрешенного использования земельного участка    Код направления деятельности арендатора или фактического использования объектов недвижимого имущества или земельных участков арендатором     Направления деятельности арендатора или факт��ческо�� использование объектов недвижимого имущества или земельных участков арендатором    Значения базовых ставок арендной платы за земельный участок (Са), %
В иных населенных пунктах (кроме г. Ижевска, г. Воткинска, г. Глазова, г. Можги, г. Сарапула, г. Камбарки, пос. Ува, Кез, Балезино, Игра) За пределами границ населенных пунктов
4. Земельные участки для размещения гаражей и автостоянок   
4.1.     Гаражи (кооперативные)    1,50    2,00
4.2.     Гаражи (индивидуальные)    1,50    2,00

Обзор обращений граждан за 3-4 кварталы 2017 года


Вопрос: каким образом можно получить перечень и иную информацию о земельных участках, предоставляемых многодетным семьям на территории Удмуртской Республики?

Ответ:
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 года  № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (далее - Закон УР) орган местного самоуправления ежеквартально не позднее последнего дня квартала устанавливает (обновляет) единый перечень сформированных земельных участков, планируемых для предоставления гражданам в соответствии с Законом УР. Сведения о таких земельных участках подлежат публикации в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельных участков, а также размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 14 дней после начала квартала, следующего за кварталом установления (обновления) указанного единого перечня земельных участков.
Таким образом, все сведения о планируемых к предоставлению земельных участков рекомендуем просматривать на официальном сайте того муниципального образования, на территории которого Вы хотите получить земельный участок.

Вопрос: кто уполномочен контролировать соблюдение условий договора аренды, заключенного между хозяйственным обществом, 100% акций которого принадлежит Удмуртской Республике, и иным лицом?


Ответ: Лицом, осуществляющим контроль за соблюдением условий договора аренды земельного участка, является арендодатель; при наличии вопросов и предложений касательно исполнения договора, рекомендуем обратиться к данному лицу.
Дополнительно отмечаем, что контроль за соблюдением требований земельного законодательства (государственный земельный надзор), в том числе, использование земельных участков по целевому назначению, на территории Удмуртской Республики осуществляет Управление Росреестра  по Удмуртской Рес����ублике (426051, г. Ижевск, ул. Горького, д. 56).
В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», должностные лица государственного земельного надзора имеют право, в том числе:
- осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
- запрашивать и безвозмездно получать информацию и документы, необходимые для проведения проверок,
- беспрепятственно получать доступ на земельные участки, осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
Следовательно, при наличии признаков нарушений земельного законодательства, Вы можете обратиться в вышеуказанный орган с соответствующим обращением.

Вопрос: возможно ли применить процедуру «дачной амнистии» в отношении земельного участка, в настоящее время принадлежащего на праве аренды без права строительства, если в 2017 году земельный участок вошел в территорию сельского поселения?


Ответ: В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется на основании следующих документов:
1) акта о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданного органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акта (свидетельства) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданного уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок;
4) иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства используются земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку в 2017 году  арендуемый Вами земельный участок вошел в территорию сельского поселения, категория земельного участка изменилась с «земель сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов». В связи с чем, Вам необходимо обратиться в Администрацию муниципального образования для внесения изменений в договор аренды земельного участка, с целью пересмотра арендной платы.
На основании изложенного, считаем, что воспользоваться упрощенной системой выкупа земельного участка (дачной амнистией) не представляется возможным.

Вопрос: какая максимальная площадь может быть у земельного участка, принадлежащего гражданину на праве собственности и (или) ином праве, для ведения им личного подсобного хозяйства?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Этот размер может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Согласно положениям Закона Удмуртской Республики от 08 октября 2004 года № 44-РЗ «О максимальном размере общей площади земельных участков на территории Удмуртской Республики, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» максимальный размер составляет 2 гектара.





©2009 Министерство имущественных отношений
Удмуртской Республики