Версия для печати
 
МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, НАПРАВЛЕННОГО НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Доклад
Министра имущественных отношений
Удмуртской Республики
Р.Ш. Зайнуллина


5 марта 2011 года
 

      С 1 января 2011 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 08 мая 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее по тексту – Федеральный закон № 83-ФЗ), которым предусматривается разделение государственных и муниципальных учреждений по типам: на автономные, на бюджетные и на казенные.
      Указанным законом с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, основное назначение которого – принятие необходимой нормативной базы на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
      Кроме того, в течение переходного периода органы государственной власти всех трех уровней также должны определить, какие из созданных учреждений будут существовать  в дальнейшем  в статусе казенных учреждений, какие – будут бюджетными, и, наконец,  автономными.
      При этом, органы государственной власти Удмуртской Республики могут создавать учреждения различных типов только в рамках полномочий органов государственной власти, установленных федеральным законом. Также и органы местного самоуправления муниципальные бюджетные, автономные учреждения создают только в рамках своих полномочий. Если учреждение реализует деятельность, не соответствующую этому правилу, в отношении него не тип уточняется, а принимается решение о реорганизации  либо  о ликвидации.
      Основные различия типов учреждений показаны на слайде 1.
      Казенное учреждение  сохраняет все существующие черты учреждения и  финансируется по смете. Казенное учреждение создается для выполнения государственных функций, государственных услуг, работ. Бюджетные и автономные  учреждения могут выполнять государственные услуги и работы, финансируются на основании государственного (муниципального задания) получают субсидии на его выполнение.
      Статьей 13 Федерального закона № 83-ФЗ также установлено, что на органы государственной власти и органы местного самоуправления  распространяются нормы закона, регулирующие статус казенных учреждений. То есть органы госвласти и местного самоуправления сходны по статусу с казенными учреждениями.
      Автономным учреждениям, статус которых определяется Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ  «Об автономных учреждениях», в отличие от бюджетных учреждений, предоставлена возможность выступать учредителем, участником юридических лиц, в том числе и коммерческих организаций. Однако, перечень сфер (отраслей) в которых могут теперь создаваться автономные учреждения ограничен (наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт).
      Федеральным законом № 83-ФЗ установлено,  что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е. реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
      Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания должно осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета, как ранее было установлено для автономных учреждений. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения.
      Основные нормативные акты, направленные на реализацию Закона должны были быть приняты до 1 декабря 2010 года.
      Слайд 2 – нормативные акты  Правительства РФ.
      Важно, что на уровне Российской Федерации определены  критерии отнесения государственных (муниципальных) учреждений к определенному типу (распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 года № 1505-р):
      Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу, исходя из возможности исполнения указанным учреждениям государственных (муниципальных) функций (в том числе экономической, материальной и кадровой возможности), в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления (казенные учреждения могут создаваться только для исполнения госфункций, автономные и бюджетные – для выполнения госуслуг и работ, при этом создание бюджетных учреждений не ограничивается сферами деятельности.
      Кроме того, на уровне Российской Федерации приняты следующие акты:
      Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (вместе с "Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения", "Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения");
      Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 №  539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»;
Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;
      Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с "Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания");
      Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р «Об утверждении методических рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений»;
ряд приказов Министерства финансов РФ.

      1) Минимуществом Удмуртии осуществляются следующие мероприятия по реализации  Федерального закона № 83-ФЗ, в том числе:
      Слайд 3 – реквизиты распоряжения Правительства УР  от  16.08.2010 № 729-р.
      1.1. Разработано и принято распоряжение Правительства УР от 16.08.2010 № 729-р «О мерах по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которым утвержден план мероприятий, обязательный для исполнения всеми органами государственной власти Удмуртской Республики. Это основной организационный документ, в рамках которого координируется работа всех органов государственной власти Удмуртской Республики в целях реализации на территории Удмуртской Республики Федерального закона № 83-ФЗ.
      Кроме того, данный  документ послужил основой для принятия аналогичных планов мероприятий на территории муниципальных образований.
      Исполнение Плана мероприятий  регулярно отслеживается Министерством финансов Удмуртской Республики на заседании рабочей группы по реализации Федерального закона № 83-ФЗ.
      1.2.  Минимуществом также разрабатываются и вносятся на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики  необходимые нормативные документы:
      Слайд 4 – нормативные акты  Правительства УР.
      принято разработанное Минимуществом Удмуртии распоряжение Правительства УР от 24 января 2011 года № 26-р «Об утверждении примерных уставов государственных учреждений Удмуртской Республики», которое уже опубликовано на официальном сайте Минимущества Удмуртии и доступно в правовых системах;
      разработано и принято Правительством Удмуртской Республики постановление от 1 ноября 2010 года № 334 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Удмуртской Республики, а также утверждения уставов государственных учреждений Удмуртской Республики и внесения в них изменений»;
      разработано и принято Правительством Удмуртской Республики постановление от 1 ноября 2010 года № 335 «О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждений Удмуртской Республики»;
      разработано и принято Правительством Удмуртской Республики постановление от 1 ноября 2010 года № 336 «О порядке осуществлении исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики функций и полномочий учредителя государственных учреждений Удмуртской Республики»;
      Слайд 5 - Схема по порядку изменения типа учреждения.
      Обращаю внимание  присутствующих на то, что в настоящее время Правительством Удмуртской Республики серьезные требования предъявлены к нормативным актам – проектам решений, связанным с изменениями типа учреждений, принятием решений о ликвидации, реорганизации.
      Проект распоряжения Правительства Удмуртской Республики о создании, ликвидации, реорганизации, изменении типа учреждения,  подготавливается органом государственной власти, осуществляющим полномочия учредителя, по согласованию с  Министерством финансов Удмуртской Республики, Министерством экономики Удмуртской Республики, Министерством труда Удмуртской Республики, Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики, иными заинтересованными органами, организациями, лицами.
      Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Удмуртской Республики о создании учреждения должна содержать:
      1) обоснование целесообразности создания учреждения;
      2) прогноз социально-экономических и иных последствий создания учреждения;
      3) финансово-экономическое обоснование проекта распоряжения Правительства Удмуртской Республики с указанием источников финансирования дополнительных расходов бюджета Удмуртской Республики и (или) возможности сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета Удмуртской Республики;
      4) информацию о предоставлении создаваемому учреждению права выполнять государственные функции (для казенного учреждения Удмуртской Республики);
      5) информацию о государственных услугах (работах), подлежащих оказанию (выполнению) создаваемым учреждением.

      1.3. Минимуществом Удмуртии проведен  анализ деятельности государственных учреждений Удмуртской Республики с целью определения их типов – бюджетного, автономного или казенного, с учетом их видов деятельности, полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики;
      в целом по поручению Президента Удмуртской Республики и Председателя Правительства Удмуртской Республики составлены перечни бюджетных, автономных и казенных учреждений (согласованы с Председателем Правительства Удмуртской Республики, Правовым управлением Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики), которые представлялись на рассмотрение Президенту Удмуртской Республики А.А. Волкову;
      в соответствии с данными, представленными отраслевыми государственными органами исполнительной власти Удмуртской Республики, подготовлен и утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01.11.2010 года № 963-р Перечень государственных казённых учреждений Удмуртской Республики, создаваемых путём изменения типа существующих государственных бюджетных учреждений Удмуртской Республики;
      Количественный состав государственных учреждений (по предварительно сформированным перечням организаций) представлен на слайде 6.
Однако, перечни учреждений не являются статическим набором информации, отраслевым органам предлагаем более внимательно подойти к составлению перечней казенных и бюджетных учреждений в соответствующей сфере (отрасли), по предложению Президента Удмуртской Республики статус казенных учреждений может быть избран для учреждений здравоохранения – республиканских больниц, специализированных лечебниц, в отрасли физической культуры и спорта – для специализированных школ олимпийского резерва, для государственного учреждения «УКС при Правительстве УР», ГУ УР «Управление автомобильными дорогами» (ГУ  «Управтодор»).   
      Слайд 7 - Количественный состав объектов недвижимого имущества Удмуртской Республики.
      1.4. Разработаны и направлены в адрес руководителей отраслевых государственных органов исполнительной власти Удмуртской Республики сопроводительным письмом от 03.09.2010г. № 01-14/4019 формы по представлению органами исполнительной власти Удмуртской Республики, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), иными государственными органами Удмуртской Республики, осуществляющими функции учредителей государственных учреждений Удмуртской Республики, перечней недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными бюджетными учреждениями или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, а также об объектах особо ценного движимого имущества. Данная информация  в настоящее время собрана и обобщена.
      Количественный состав объектов недвижимого имущества государственных учреждений представлен на слайде 8.
      Работа была проведена в целях подготовки к 2012 году, когда для бюджетных учреждений отраслевыми органами будут составляться государственные задания, финансовое обеспечение выполнения которых будет рассчитываться исходя, в том числе,  из необходимости содержания объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.
      Совместно с отраслевыми органами исполнительной власти Минимуществом Удмуртии готовятся решения о закреплении  недвижимого и особо ценного имущества за бюджетными учреждениями.

      1.5. Минимуществом Удмуртии отслеживается ситуации по реализации Федерального закона № 83-ФЗ на уровне муниципальных образований.
      Во-первых, органам местного самоуправления в Удмуртской Республике было предложено разработать  планы мероприятий, аналогичные утвержденному распоряжением Правительства УР от 16.08.2010 № 729-р.

      Слайд 9 Информация о принятии нормативных актов органами местного самоуправления.
      К сожалению, не все органы местного самоуправления последовали данной рекомендации. В городах Удмуртской Республики подобные планы были приняты.
      Неоднократно на рабочих встречах и совещаниях подчеркивалось, что реализация Федерального закона № 83-ФЗ должна осуществляться органами местного самоуправления при систематичном и оперативном сотрудничестве с органами государственной власти  Удмуртской Республики,  при скрупулезной методической и практической помощи, оказываемой органам местного самоуправления  со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики. Только такой способ взаимодействия обеспечит наиболее эффективное достижение целей реализации Федерального закона № 83-ФЗ.
      Слайд 10 - Информация о принятии нормативных актов органами местного самоуправления.
      Поэтому  реализацию Федерального закона № 83-ФЗ  главы  муниципальных образований по финансовым вопросам отрабатывали с Министерством финансов УР (тем более, что основным организатором и «движущей силой»   на     уровне  Российской Федерации выступает именно Министерство финансов РФ). Соответственно, отраслевые управления Администраций муниципальных образований отрабатывали мероприятия с отраслевыми министерствами Удмуртской Республики.
      Слайд 11 - Информация о принятии нормативных актов органами местного самоуправления.
      В итоге – на слайде приведена информация о принятии органами местного самоуправления основных нормативных актов, без которых невозможна реализация Федерального закона № 83-ФЗ.
      Как видно из приведенной информации, Балезинский, Вавожский, Камбарский районы  не справились с задачей разработки необходимой нормативной базы, у остальных муниципальных образований акты находятся в стадии разработки. Граховский, Красногорский, Можгинский районы, города Глазов, Можга, Сарапул более ответственно подошли к реализации Федерального закона № 83-ФЗ.
      Слайд 12 - Количество муниципальных учреждений по типам с учетом планируемого изменения типа.
      Кроме того, при непосредственном участии отраслевых органов государственной власти Удмуртской Республики большинством органов местного самоуправления  определены перечни муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений. Общая структура муниципальных учреждений приведена на слайдах.
      Количество муниципальных учреждений по типам с учетом планируемого изменения типа приведено на  слайде.
Общее количество учреждений в Удмуртской Республике приведено на слайде 13.
      Также при непосредственном участии отраслевых органов государственной власти Удмуртской Республики  органами местного самоуправления  составляются перечни недвижимого и особо ценного движимого имущества для закрепления за муниципальными бюджетными учреждениями.
      Минимущество Удмуртии продолжает оказывать методическую помощь, как органам государственной власти Удмуртской Республики, так и органам местного самоуправления. Кроме того, на сайте Минимущества Удмуртии публикуется как информация разъяснительного характера, так и основные нормативные акты, принимаемые в целях реализации Федерального закона № 83-ФЗ.

      Слайд 14 – Цели принятия Федерального закона № 83-ФЗ.
      2011 год – важный период, в течение которого  как органы государственной власти Удмуртской Республики, так и органы местного самоуправления должны определить судьбу каждого государственного (муниципального) учреждения, чтобы  2012 год  учреждения республики начали с конкретных государственных (муниципальных) заданий, с необходимыми размерами субсидий, главное, чтобы данные преобразования  отражались положительно на граждан, являющихся потребителями конкретных государственных (муниципальных) услуг в сферах здравоохранения, науки, образования, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта  и других отраслях. 

Федеральный закон 83-ФЗ направлен на:

      - оптимизация и реструктуризация бюджетного сектора, в том числе путем объединения бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется, прежде всего указанные преобразования необходимы в сферах образования, здравоохранение, культура и др.

      - повышение эффективности бюджетных расходов (переход к программно-целевому бюджетному планированию и финансированию). По сути, органы публичной власти на сегодня просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. При этом общее количество учреждений, входящих в указанную систему, весьма велико, необходимо  повышение ответственности министерств и ведомств за достижение поставленных целей, их заинтересованности в максимально эффективном использовании бюджетных средств;

      - повышение  эффективности предоставления государственных услуг населению, что в конечном итоге должно способствовать достижению долгосрочных целей социально-экономического развития республики в целом.

      - усиление общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений (83-ФЗ предусматривает обязательное опубликование отчетов о деятельности каждого типа  учреждения, обеспечение учреждением доступности и открытости существенного объема информации о деятельности и т.д.)
      - устранение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав. В соответствии с Федеральным законом 83-ФЗ государство (субъекты, муниципальные образования) будет нести ответственность по обязательствам только казенных учреждений. Автономные и бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам самостоятельно.




©2009 Министерство имущественных отношений
Удмуртской Республики