Версия для печати

МИНИСТЕРСТВОИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДМУРТСКОЙРЕСПУБЛИКИ

 

П  Р О  Т  О К  О  Л

заседания межведомственнойрабочей группы по координации мероприятий, проводимых в целях повышения ролиимущественных налогов и неналоговых доходов в формировании консолидированногобюджета

Удмуртской Республики

 

15 мая2013 года                                                                                                                             г. Ижевск

 

Руководитель: Зайнуллин Р.Ш. – министримущественных отношений Удмуртской Республики

Секретарь: Маннанова Л.Т. – заместительначальника отдела аренды и продажи земельных участков Министерстваимущественных отношений Удмуртской Республики

 

Присутствовали 32 человека, в том числе:

Администрация Президента и Правительства УдмуртскойРеспублики

Исупов НиколайВячеславович – заместитель начальника Управления по внутренней политике –начальник отдела по работе с муниципальными образованиями;

Государственный СоветУдмуртской Республики:

Широбокова Софья Эльфатовна – председатель постояннойкомиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам ифинансам;

ГУП УР «Удмуртский республиканский центр техническойинвентаризации и учета недвижимого имущества»

Шишкина Лада Николаевна – первый заместительгенерального директора ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учетанедвижимого имущества»;

Министерство имущественных отношений УдмуртскойРеспублики:

Наумов В.Л. – первый заместительминистра имущественных отношений Удмуртской Республики;

Бородинова Л.А. – начальник отделааренды и продажи земельных участков;

Зорин Д.М. – начальник отделаучета и разграничения земель;

Бордуляк Е.Н. – консультант отделаучета и разграничения земель;

Клепилина А.И. – главныйспециалист-эксперт отдела аренды и продажи земельных участков;

Министерство строительства,архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики:

Шевкунов ДанилВладимирович –начальник Управления архитектуры и градостроительства Министерствастроительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики – главныйархитектор Удмуртской Республики;

Министерство финансов Удмуртской Республики:

Тимергалиева Гульназ Рашидовна – начальник Управленияпрогнозирования и исполнения доходов УдмуртскойРеспублики Министерства финансов Удмуртской Республики;

ПоходинаНаталья Владимировна – заместительначальника Юридического управления Министерства финансов Удмуртской Республики;

Министерство экономики Удмуртской Республики:

Гуреева МаринаАнатольевна – заместительминистра экономики Удмуртской Республики;

Муниципальное образование «Город Ижевск»

Большова ОксанаВладимировна – начальник Управления земельных ресурсов и землеустройстваАдминистрации города Ижевска;

Бердюгин ВладимирВикторович – начальник отдела информационных технологий;

Муниципальное образование «Город Можга»

Зверева Лидия Николаевна – заместитель начальникаУправления имущественных отношений – начальник отдела по земельным ресурсамАдминистрации муниципального образования «Город Можга»;

Муниципальное образование «Завьяловский район»

Зимин КонстантинВячеславович – заместитель главы Администрации муниципального образования«Завьяловский район» – начальник Управления имущества и земельных ресурсов;

Анкудинов Александр Владимирович – Главамуниципального образования «Пироговское» Завьяловского района УдмуртскойРеспублики;

Муниципальное образование «Сюмсинский район»

Байгозина Альфия Гизетдиновна – заместитель главыАдминистрации муниципального образования «Сюмсинский район» по экономике;

Никулин Николай Германович – заместитель главыАдминистрации муниципального образования «Сюмсинский район» – начальникУправления финансов муниципального образования «Сюмсинский район»;

Сидорова Антонида Пантелеймоновна–Глава Администрации муниципального образования «Муки-Каксинское» Сюмсинскогорайона;

Муниципальное образование «Увинский район»

Возмищева Наталья Аркадьевна – начальникУправления имущественных и земельных отношений Администрации муниципальногообразования «Увинский район»;

Муниципальное образование «Якшур-Бодьинский район»

Князев АндрейИванович – начальник отдела по управлению муниципальным имуществомАдминистрации муниципального образования «Якшур-Бодьинский район».

Управление Росреестра по Удмуртской Республике:

Маратканов Владимир Михайлович – временноисполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Росреестра поУдмуртской Республике;

Кувшинов АлександрАнатольевич – заместитель начальника отдела правового обеспечения УправленияРосреестра по Удмуртской Республике;

Панфилова НатальяВладимировна –начальник отдела регистрации прав на земельные участки Управления Росреестра поУдмуртской Республике;

УправлениеФедеральной налоговой службы по Удмуртской Республике:

Кузнецова ВенераГаптрашидовна – заместитель руководителя Управления Федеральной налоговойслужбы по Удмуртской Республике;

Насырова Эльмира Аксановна – заместитель начальникаотдела налогообложения № 2 Управления Федеральной налоговой службы поУдмуртской Республике;

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике:

Верещагина Анастасия Гавриловна –начальникотдела инфраструктуры пространственных данных и обеспечения информационноговзаимодействия филиала ФГБУ«ФКП Росреестра» по Удмуртской Республике;

Тюлькина АннаВячеславовна – начальник отдела нормализации баз данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» поУдмуртской Республике;

Калинчиков АндрейАльбертович – заместитель начальника отдела информационных технологий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» поУдмуртской Республике;

ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» поУдмуртской Республике

Сергеев Сергей Иванович – главный инженерфилиала федеральногогосударственного унитарного предприятия«Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Удмуртской Республике;

 

Повестка дня: Об организации деятельности межведомственнойрабочей группы (далее - рабочая группа) по координации мероприятий,проводимых в целях повышения роли имущественных налогов и неналоговых доходов вформировании консолидированного бюджета Удмуртской Республики и реализациипунктов 1, 2 плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов иненалоговых доходов в формировании консолидированного бюджета УдмуртскойРеспублики на 2013-2014 годы, утвержденного распоряжением ПравительстваУдмуртской Республики от 22 апреля 2013 года № 250-р (далее –План мероприятий).

 

Слушали:

         1. Зайнуллин Р.Ш. – вступительноеслово по регламенту заседания.

 

         2. Наумов В.Л. отметил, что цельрабочей группы разобраться в системе взаимодействия органов государственнойвласти и муниципальных образований при формировании информационного ресурса, наоснове которого начисляются имущественные налоги, выявить существующеепроблемы  и пути их решения.

         Предложения по организации деятельностирабочей группы:

- периодичность заседаний установить 1 раз вмесяц (при необходимости, чаще), кроме рабочих дней: понедельник и четверг;

- инициатором заседания может быть любаяорганизация, представители которой являются членами межведомственной рабочейгруппы, при этом информация о необходимости проведения заседания доводится доруководителя рабочей группы через секретаря рабочей группы;

- отрабатывать принятые решения предлагается надвух муниципальных образованиях (далее - МО) – МО «Пироговское»Завьяловского района, МО «Сюмсинский район».

            Указанные предложенияприсутствующими были поддержаны, в ходе обсуждения дополнительно предложено всостав «пилотных» муниципальных образований включить МО «Якшур-Бодьинское»Якшур-Бодьинского района и МО «Завьяловский район» в целом. В отношении МО«Якшур-Бодьинское» предложение поддержано, в отношении МО «Завьяловский район»,в связи с большим объемом объектов учета, принято решение оставить только МО «Пироговское»Завьяловского района.

 

3. Кузнецова В.Г. отметила, что ранеесформированная и существующая в настоящее время информационная база являетсянесовершенной, в частности большая часть сведений, поступивших от муниципальныхобразований, не привязана к правообладателям. В связи с переходом к новомупрограммному продукту начисление налогов будет возможно только по «эталонным»объектам недвижимости, то есть по объектам недвижимости, имеющим полный объемреквизитов, что приведет к выпадению большого количества объектовналогообложения.

         Всоответствии с Планом мероприятий Управление Федеральной налоговой службы поУдмуртской Республике готово передать муниципальным образованиям имеющиесясведения об объектах налогообложения, с целью формирования соответствующейинформационной базы у органов местного самоуправления. В рамках данной работыУправление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике не видитнеобходимости в выделении «пилотных» муниципальных образований. Основнымвопросом является техническая готовность муниципальных образований принятьданную информацию и формат ее предоставления.

         «Пилотные» муниципальные образованияпотребуются для отработки «проблемных» объектов налогообложения (по которымтребуется уточнение вида разрешенного использования, кадастровой стоимости,адресной части, правообладателей и пр.).

 

         4. Наумов В.Л. отметил, чтонеобходимо понять цель передачи муниципальным образованиям базы данных пообъектам налогообложения от Управления Федеральной налоговой службы поУдмуртской Республики с учетом следующего:

         а) поскольку одной из основных проблемявляется отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимоеимущество и сделок с ним зарегистрированных прав, а также сведений о правах,возникших ранее и оформленных в установленном порядке, неясно каким образоммуниципальные образования могут повлиять на данную проблему, при условиизаявительного принципа регистрации прав: стимулировать регистрацию прав илиподтвердить существующую ситуацию?

         б) существующие проблемы по определениюналоговыми органами ставок земельного налога обусловлены тем, что утвержденныев налоговых органах справочники видов разрешенного использования не доводятсядо органов местного самоуправления и установление ставок земельного налогапроисходит без учета данных норм;

         в) Управлением Росреестра по УдмуртскойРеспублике за 2012 год передано в Управление Федеральной налоговой службы поУдмуртской Республике 167 тыс. сведений об объектах недвижимости,подлежащих налогообложению. В тоже время на территории Удмуртской Республикипроведена кадастровая оценка порядка 823 тыс. объектов капитальногостроительства, таким образом, с учетом земельных участков, подлежатьналогообложению должно около 1 млн. объектов недвижимости. В связи с этимнеобходимо понять, кто будет дополнять базу объектов налогообложения. Внастоящее время функция учета объектов недвижимости возложена на федеральныеорганы власти, в случае если указанную функцию возложить на муниципальныеобразования, то необходимо рассмотреть вопросы:

- правовогообеспечения указанной работы (выступить с соответствующей законодательнойинициативой);

- финансовогообеспечения указанной работы.

 

         В соответствии с поставленнымивопросами пояснено следующее:

Кузнецова В.Г. отметила, что за2012 год действительно выгружен такой объем информации, однако в целом базаобъектов налогообложения значительно больше (около 350 тыс. земельных участкови 700 тыс. объектов капитального строительства) и сформирована на основании техсведений, которые ранее были получены от муниципальных образований. Фактическиправа зарегистрированы в отношении 50% объектов налогообложения. Годоваяинформация, предоставляемая Управлением Росреестра по Удмуртской Республике,включает только сведения о регистрационных действиях, проведенных в текущемгоду, но не включает сведения обо всех объектах недвижимости, на которыезарегистрированы права.

При этом отмечено,что Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике можетбыть выгружена вся имеющая база, но муниципальным образованиям предлагаетсяосуществить работы по корректировке сведений только в отношении «проблемных» объектовнедвижимости с учетом требований существующего программного продукта:

- приведение адресовобъектов недвижимости в соответствие с классификатором адресов РоссийскойФедерации (КЛАДРу);

- уточнение видаразрешенного использования земельных участков и применение соответствующихставок земельного налога.

 

Панфилова Н.В. подтвердилаактуальность проблем, возникающих в связи с несоответствием адресовустановленной классификации.

 

Маратканов В.М. подтвердил, чтоУправлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике ежегоднопредоставляется информация только об объектах недвижимости, по которым быливнесены изменения. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Удмуртской Республикепредоставляет соответствующие сведения в Управление Росреестра по Удмуртской Республикедля дальнейшей загрузки в территориальный информационный ресурс (ТИР), при этомсведения проходят проверку (форматно-логический контроль) и, в случаеотсутствия части информации, отсеиваются и в выгрузку не попадают (около8%). 

В ходе обсуждениябыло выяснено, что выгрузка всей базы данных проводилась только в 2010 году подругой схеме: данные кадастрового учета и данные о зарегистрированных правахвыгружались отдельно, независимо друг от друга и их обобщение происходилонепосредственно в Управлении Федеральной налоговой службы по УдмуртскойРеспублике. После этого, согласно имеющимся инструкциям, ежегодно происходилатолько выгрузка изменений, хотя в соответствии со ст. 85 Налогового кодексаежегодно должны сообщаться о расположенном на территории недвижимом имуществена отчетную дату.

Мараткановым В.М.предложено опробовать передачу данных по объектам налогообложения в «пилотные»муниципальные образования с целью их сверки и анализа, после чего муниципальныеобразования доведут полученные результаты до рабочей группы.

Помимо этого в ходеобсуждения возникли вопросы об уведомлении правообладателей объектовнедвижимости об изменении адреса, а также об установлении адреса в соответствиис КЛАДР в отношении земельных участков, находящихся вне населенных пунктов.Кроме того Наумовым В.Л. отмечено, что для начисления земельного налогабольшинство из передаваемых данных об объекте, в том числе адрес, являютсяизбыточными и лишь создают препятствие для начисления налогов. Так дляначисления земельного налога достаточно сведений о кадастровом номереземельного участка, его кадастровой стоимости, виде разрешенного использования,ставке земельного налога и правообладателе.

 

5. Широбокова С.Э.отметила в своем выступлении следующие моменты:

- существующую базуобъектов налогообложения необходимо сохранить, при этом постепенно вести работупо приведению ее в соответствие с требуемыми нормами и узакониванию прав наобъекты недвижимости.

Для проведения этойработы требуется предусмотреть финансовые ресурсы, что может быть рассмотренона ближайшей сессии Государственного Совета Удмуртской Республики в отношении«пилотных» муниципальных образований;

- дополнительнонеобходимо рассмотреть вопрос о государственной регистрации прав на объектынедвижимого имущества, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

-с 01 января 2013 года отменены налоговые льготы по налогу на имуществоорганизаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральныхтрубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемойтехнологической частью указанных объектов, а также включены в состав объектовналогообложения земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные дляобеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В связи с этим необходимоопределить каковы будут дополнительные доходы и выяснить, кто владеет указаннойинформацией;

-на федеральном уровне готовится к принятию законопроект по установлению единогоналога на недвижимость, объединяющего земельный налог и налог на имущество, всвязи с чем необходимо ориентировать деятельность рабочей группы с учетомпланируемых изменений;

- для реализации всехперечисленных задач необходимо разработать более детальный план с четкимуказанием сроков и ответственных за исполнение тех или иных мероприятий.

 

6. Исупов Н.В.отметил, следующее:

- для проведениярассматриваемых работ в муниципальных образованиях имеется материальная база(техника с установленным программным продуктом для ведения похозяйственногоучета). В каждом муниципальном районе в базовых поселениях со специалистамибыла проведена учеба. Состоялась поездка в Республику Татарстан с цельюознакомления с их опытом выполнения работ по наполнению базы объектовналогообложения, в связи с этим предложено рассмотреть их положительный опыт врешении данного вопроса;

- поддержал вопрос повнесению законодательной инициативы по совершенствованию взаимодействияфедеральных органов и муниципальных образований;

- в отношенииразработки формата обмена данными уведомил о наличии программного продукта набазе Ростелекома и возможности рассмотрения данных вопросов с его разработчиком;

- поддержалнеобходимость обсуждения на следующем заседании рабочей группы результатовпроведения работ «пилотными» муниципальными образованиями, а также отметил, чтов существующих условиях всеми муниципальными образованиями данная работавыполнена быть не может из-за отсутствия штата и финансирования.

           

7. Представителимуниципальных образований высказались по существу вопроса:

Большова О.В. отметила, чтоУправление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска готовопровести работу по проверке базы объектов налогообложения – земельных участков.Однако для качественного проведения указанной работы требуется установлениевзаимодействия с Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» поУдмуртской Республике в оперативном режиме. Поскольку в настоящее времяинформация может быть получена только на основании сведений, содержащихся впубличной кадастровой карте, а также по межведомственным запросам, то требуетсязаключение соглашения, позволяющего расширить возможности обмена информацией.

Представители муниципальных образований«Завьяловский район», «Сюмсинский район», «Якшур-Бодьинский район» подтвердилиготовность к проведению работы с базами данных по объектам налогообложения, приэтом высказав следующие предложения:

- представить сведения из УправленияФедеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в общедоступном форматеExcel;

- рассмотреть возможность регулированиявзаимодействия Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республикеи муниципальных образований на федеральном уровне путем внесениязаконодательной инициативы, либо путем заключения соглашений о взаимодействии;

- рассмотреть возможность финансового икадрового обеспечения муниципальных образований для проведения данной работы.

 

8. Дополнительно в ходе обсуждения былизатронуты следующие вопросы:

Верещагина А.Г. отметила, что по г.Ижевску существует проблема с земельными участками, имеющими условныекадастровые номера, присвоенные до образования органа кадастрового учета.Сведения о данных земельных участках не попадают в налоговую базу, в связи сэтим Управлению Росреестра по Удмуртской Республике предложено провестисоответствующую выборку и представить в орган кадастрового учета необходимыедокументы.

Наумов В.Л., Маратканов В.М. отметили, что внастоящее время не урегулированы процессы передачи сведений об объектахкапитального строительства и их кадастровой стоимости, передача существующейинвентаризационной стоимости объектов капитального строительства, а такжепорядок расчета новой инвентаризационной стоимости, в связи с этим могутвозникнуть существенные проблемы по начислению налога на имущество физическихлиц в 2013 году. 

Наумов В.Л. отметил, что существует проблема повзиманию с налоговых органов платы за возврат налоговых уведомлений в случае,если они не получены адресатами, и предложил налоговым органам рассмотретьвопрос по изменению порядка вручения налоговых уведомлений и взаимодействия с ФГУП«Почта России».

 

Зайнуллин Р.Ш. подвел итогизаседания рабочей группы, по результатам которого постановили:

Задача

Ответственный

исполнитель

Срок исполнения

1. Утвердить предложенный порядок работы рабочей группы:

- периодичность заседаний установить 1 раз в месяц (при необходимости, чаще), кроме рабочих дней: понедельник и четверг;

- инициатором заседания может быть любая организация, представители которой являются членами межведомственной рабочей группы, при этом информация о необходимости проведения заседания доводится до руководителя рабочей группы через секретаря рабочей группы;

- отрабатывать принятые решения на трёх муниципальных образованиях – МО «Пироговское» Завьяловского района, МО «Сюмсинский район», МО «Якшур-Бодьинское» Якшур-Бодьинского района.

2. Представить в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики в электронном виде в формате excel состав сведений, предлагаемых к выгрузке муниципальным образования в разрезе земельных участков и иных объектов недвижимого имущества (на примере нескольких объектов).

Управление Росреестра по Удмуртской Республике

 

Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике

до 22.05.2013

3. Согласовать состав сведений, предлагаемых к выгрузке муниципальным образования в разрезе земельных участков и иных объектов недвижимого имущества с организациями, представители которых являются членами рабочей группы.

Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики

до 31.05.2013

4. Утвердить на заседании рабочей группы формат и состав сведений, предлагаемых к выгрузке муниципальным образованиям в разрезе земельных участков и иных объектов недвижимого имущества

Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики

05.06.2013

5. Выгрузить базу объектов налогообложения в соответствии с согласованным составом сведений в формате excel «пилотным» муниципальным образованиям

Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике

 

Управление Росреестра по Удмуртской Республике

до 30.06.2013

6. Произвести анализ и обработку полученной от налоговых органов базы данных, оценить объем, трудоемкость, экономический эффект проведенной работы, доложить о результатах на следующем заседании рабочей группы

Администрация МО «Сюмсинский район»

 

Администрация МО «Якшур-Бодьинский район»

 

Администрация МО «Пироговское» Завьяловского района

до 01.08.2013

7. Сформулировать вопросы и проблемы, связанные с налогообложением земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, предложения по законодательной инициативе, направить указанную информацию в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики

Члены рабочей группы

до 15.06.2013

8. Сформулировать предложения по формату взаимодействия органов местного самоуправления с органами кадастрового учета при обработке баз данных, передаваемых от налоговых органов

Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации

г. Ижевска

до 05.06.2013

 

 

 

Руководитель межведомственнойрабочей группы                                                      Р.Ш.Зайнуллин

 

 

 

Секретарьмежведомственной рабочей группы                                                                        Л.Т.Маннанова

 

 

 

 

 

 




©2009 Министерство имущественных отношений
Удмуртской Республики